пʼятниця, 5 липня 2019 р.

Семь слов...

... да, о Русском мире. Этот сборник речей Патриарха Кирилла очень настойчиво предлагается на разных сайтах, рекламируется широко, с размахом. Но только за деньги. Мне, честно говоря, тратиться на такую книжку жалко. Но рецензию российского специалиста можно предложить читателю. С некоторыми упрощениями по тексту для удобства чтения и дополнительными ссылками. И комментариями. Или вопросами.

Источник. Автор.

В издании представлены семь «Слов» - выступлений Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые в разное время звучали на различных форумах и собраниях. Выступления патриарха, опубликованные в сборнике, выходят за рамки формата религиозных проповедей, затрагивая темы национальной идентичности, роли России и русского народа в мире, особенностей политической и гражданской организации русского культурно-исторического пространства и социальной справедливости.

Структурно «Семь слов...» включают в себя следующие выступления Патриарха:

  1. «О Всемирном Русском Народном Соборе», 
  2. «О русских на Кавказе», 
  3. «О солидарном обществе», 
  4. «О русском единстве» (1, 2), 
  5. «О русской истории», 
  6. «О свободе и справедливости», 
  7. «О рубежах российской государственности». 

В них последовательно отстаиваются идеи о том, что у России, в противовес бытующему на Западе мнению,

  • есть собственные традиции гражданской самоорганизации общества, уходящие корнями в историю Земских соборов
  • Россия обладает уникальным опытом построения мирных межнациональных отношений, она может предложить миру особую модель устроения общества, базирующуюся на идее человеческой солидарности, а не на идее перманентного конфликта; 
  • и, наконец, идеи о том, что Россия представляет собой не просто государство, но страну-цивилизацию с особой идентичностью, сердцевину которого составляет православное христианство.


Ценность любой и, в частности, русской цивилизации[1], согласно Патриарху, измеряется не экономическими параметрами, к которым обычно апеллируют политики и исследователи, оценивая структуру мирового лидерства в современном мире, а моральным вкладом в устройство этого мира и человеческого бытия. Именно по этому, внеэкономическому критерию, следует оценивать роль России в мировых делах, которая должна выражаться в трансляции вовне ее традиций «многополярного и многоукладного бытия» и построения солидарного общества. В слове четвертом «О русском единстве» эта мысль артикулируется Патриархом еще конкретнее: «единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия российской цивилизации[2] являются залогом межнационального мира на огромных пространствах Евразии».

Однако для реализации данной роли России необходим ряд условий. К ним относится сохранение не только политического, но также познавательно-интеллектуального и духовного суверенитета, выражающихся в поддержании собственных инструментов познания (социологических, политологических, культурологических), осознании гражданами России «неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут», поддержании национальной идентичность на основе формулы «вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство»[3], компоненты которой Патриарх выводит на основе рассмотрения различных этапов исторического развития российского государства.

Российскому государству необходим также поиск «гармоничной формы общественного устройства» равно как и творческое развитие собственных традиций гражданского общественного активизма, создание платформ для общенациональной дискуссии, которые бы стояли выше политических, социальных, имущественных и поколенческих разделительных линий (например, по мысли Патриарха, с помощью деятельности Всемирного Русского Народного Собора[4]).

Еще одно важное условие - это признание важности русского фактора и его структурообразующей роли для российской полиэтнической цивилизации и многонационального общества. При этом внутри русского народа необходимо добиваться единства[5], но не менее важно одновременно добиваться единства русского народа и Российского государства.

Игнорирование этих задач, согласно автору, может привести к катастрофическим последствиям (ведь в начале ХХ века уже был прецедент конфликта русского народа с собственным государством), маргинализации и отчуждению целых слоев населения нашей страны, росту конфликтности во многих регионах России. При этом осознание исторической функции русского народа, выражающейся в том, что он стал «ядром огромной многонациональной страны», и Православия как его духовной ипостаси не должно идти вразрез с уважением к другим этносам и религиям, а должно дополняться формами совместной социальной деятельности представителей православной христианской, исламской и других конфессий.

Книгу отличает ясный стиль изложения и взвешенные оценки многих вызовов современности, с которыми сталкивается наша страна. Издание может быть рекомендовано всем, интересующимся проблемами русской идентичности, роли России в мире, позицией Русской Православной Церкви по вопросам развития российского государства.

---

[1] Этническая цивилизация? Когда мы говорим о Западе или мусульманском мире, латинской или конфуцианской общности, то это понятно. Но чтоб увидеть в таком качестве один этнос, пусть большой (не очень), распространенный (намного меньше, чем некоторые другие), нужно иметь какие-то аргументы. Ну кроме "Москва - третий Рим".

[2] Так российская или русская? Или это все равно? Как-то путано.

[3] "Православие, самодержавие, народность" выглядело более стройно, законченно. Но вот то, что от социализма взяты солидарность и справедливость - это выглядит новацией, о которой стоит говорить. Достоинство порадовало. Наверное, не в редакции украинской Революции достоинства.

[4] А партии? Негосударственные организации? Всем на Собор? Как-то напоминает по духу КПСС.

[5] Для чего, какими методами?

Немає коментарів:

Дописати коментар