Источник. Автор.
В издании представлены семь «Слов» - выступлений Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые в разное время звучали на различных форумах и собраниях. Выступления патриарха, опубликованные в сборнике, выходят за рамки формата религиозных проповедей, затрагивая темы национальной идентичности, роли России и русского народа в мире, особенностей политической и гражданской организации русского культурно-исторического пространства и социальной справедливости.
Структурно «Семь слов...» включают в себя следующие выступления Патриарха:
- «О Всемирном Русском Народном Соборе»,
- «О русских на Кавказе»,
- «О солидарном обществе»,
- «О русском единстве» (1, 2),
- «О русской истории»,
- «О свободе и справедливости»,
- «О рубежах российской государственности».
В них последовательно отстаиваются идеи о том, что у России, в противовес бытующему на Западе мнению,
- есть собственные традиции гражданской самоорганизации общества, уходящие корнями в историю Земских соборов;
- Россия обладает уникальным опытом построения мирных межнациональных отношений, она может предложить миру особую модель устроения общества, базирующуюся на идее человеческой солидарности, а не на идее перманентного конфликта;
- и, наконец, идеи о том, что Россия представляет собой не просто государство, но страну-цивилизацию с особой идентичностью, сердцевину которого составляет православное христианство.
Ценность любой и, в частности, русской цивилизации[1], согласно Патриарху, измеряется не экономическими параметрами, к которым обычно апеллируют политики и исследователи, оценивая структуру мирового лидерства в современном мире, а моральным вкладом в устройство этого мира и человеческого бытия. Именно по этому, внеэкономическому критерию, следует оценивать роль России в мировых делах, которая должна выражаться в трансляции вовне ее традиций «многополярного и многоукладного бытия» и построения солидарного общества. В слове четвертом «О русском единстве» эта мысль артикулируется Патриархом еще конкретнее: «единство России, притягательная сила нашего государства, объединяющая миссия российской цивилизации[2] являются залогом межнационального мира на огромных пространствах Евразии».
Однако для реализации данной роли России необходим ряд условий. К ним относится сохранение не только политического, но также познавательно-интеллектуального и духовного суверенитета, выражающихся в поддержании собственных инструментов познания (социологических, политологических, культурологических), осознании гражданами России «неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут», поддержании национальной идентичность на основе формулы «вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство»[3], компоненты которой Патриарх выводит на основе рассмотрения различных этапов исторического развития российского государства.
Российскому государству необходим также поиск «гармоничной формы общественного устройства» равно как и творческое развитие собственных традиций гражданского общественного активизма, создание платформ для общенациональной дискуссии, которые бы стояли выше политических, социальных, имущественных и поколенческих разделительных линий (например, по мысли Патриарха, с помощью деятельности Всемирного Русского Народного Собора[4]).
Еще одно важное условие - это признание важности русского фактора и его структурообразующей роли для российской полиэтнической цивилизации и многонационального общества. При этом внутри русского народа необходимо добиваться единства[5], но не менее важно одновременно добиваться единства русского народа и Российского государства.
Игнорирование этих задач, согласно автору, может привести к катастрофическим последствиям (ведь в начале ХХ века уже был прецедент конфликта русского народа с собственным государством), маргинализации и отчуждению целых слоев населения нашей страны, росту конфликтности во многих регионах России. При этом осознание исторической функции русского народа, выражающейся в том, что он стал «ядром огромной многонациональной страны», и Православия как его духовной ипостаси не должно идти вразрез с уважением к другим этносам и религиям, а должно дополняться формами совместной социальной деятельности представителей православной христианской, исламской и других конфессий.
Книгу отличает ясный стиль изложения и взвешенные оценки многих вызовов современности, с которыми сталкивается наша страна. Издание может быть рекомендовано всем, интересующимся проблемами русской идентичности, роли России в мире, позицией Русской Православной Церкви по вопросам развития российского государства.
---
[1] Этническая цивилизация? Когда мы говорим о Западе или мусульманском мире, латинской или конфуцианской общности, то это понятно. Но чтоб увидеть в таком качестве один этнос, пусть большой (не очень), распространенный (намного меньше, чем некоторые другие), нужно иметь какие-то аргументы. Ну кроме "Москва - третий Рим".
[2] Так российская или русская? Или это все равно? Как-то путано.
[3] "Православие, самодержавие, народность" выглядело более стройно, законченно. Но вот то, что от социализма взяты солидарность и справедливость - это выглядит новацией, о которой стоит говорить. Достоинство порадовало. Наверное, не в редакции украинской Революции достоинства.
[4] А партии? Негосударственные организации? Всем на Собор? Как-то напоминает по духу КПСС.
[5] Для чего, какими методами?
Немає коментарів:
Дописати коментар